Загрузить Adobe Flash Player

Главная >> Новости >> Градостроительный Кодекс опять ждут изменения



Градостроительный Кодекс опять ждут изменения 



Комитет Государственной Думы по строительству и ЖКХ в весеннюю сессию планирует вести работу над рядом законопроектов, касающихся строительной отрасли.

Законопроект № 467032-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения прав граждан при комплексном развитии территорий (уточнение положений в части защиты жилищных прав граждан при реализации проектов КРТ)» внесен на рассмотрение.

Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которыми устанавливаются права нанимателя и собственника жилого помещения.

Также вносятся изменения в ГрК РФ, в соответствии с которыми предлагается устанавливать, что процедура принятия и реализации решения о КРТ жилой застройки должна состоять из этапа проведения общих собраний собственников МКД, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в проект решения о КРТ жилой застройки по вопросу включения МКД в решение
о КРТ жилой застройки.

При этом на голосование должен ставиться вопрос о включении дома в решение о КРТ жилой застройки, а предельный срок для проведения таких общих собраний должен устанавливаться нормативным актом субъекта и не может быть менее одного месяца. Иначе включенные в проект решения о КРТ жилой застройки многоквартирные дома не включаются в решение о КРТ.

Законопроект № 553849-8 «О внесении изменений в ст. 32-1 Жилищного кодекса РФ (о расширении перечня обеспечения жилищных прав граждан при осуществлении КРТ)» внесен на рассмотрение.

Предлагается дополнить статью новой частью 31 и установить, что по истечении одного календарного года со дня принятия решения о КРТ застройщик будет обязан возместить изымаемое жилье, исходя из его рыночной стоимости на день заключения договора о возмещении с собственником указанного имущества.

Законопроект предлагает закрепить право многодетных семей взамен освобождаемого жилого помещения получить другое жилое помещение, расположенное именно на территории, в отношении которой принято решение о КРТ жилой застройки, в целях создания комфортной социальной среды для таких семей и избавить их от необходимости менять образовательные организации.

Предлагается ввести обязательство для юридических лиц, в собственность которых переходят многоквартирные дома, включенные в границы такой территории, передать 5% помещений в указанных домах для предоставления их гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.

Законопроект № 471420-8 «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу (о проектном финансировании профессиональных подрядных организаций в частном домостроении)» отправлен на рассмотрение во 2 чтении.

Устанавливается право подрядчика заключить договор строительного подряда, денежные средства в счет уплаты цены которого размещаются заказчиками на счетах эскроу, при использовании типовой проектной документации или домокомплектов, включающих в себя материалы, относящиеся к продукции отечественной промышленности, в том числе лесной промышленности. При этом требования к домокомплектам предлагается устанавливать федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики.

Предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ЖКХ, полномочиями по утверждению примерной формы договора подряда.

Предусматривается раскрытие информации о подрядчике и строительстве объектов ИЖС в единой информационной системе жилищного строительства.

Законопроект № 471417-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу» (о совершенствовании законодательства в связи с введением проектного финансирования подрядных организаций в частное домостроение)» отправлен на рассмотрение во 2 чтении.

Вносятся изменения в ГрК РФ и в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предполагающие возможность предоставления подрядчику
по договору строительного подряда права направления градостроительных документов в органы власти и получения необходимых документов (уведомление о планируемом строительстве, уведомление об окончании строительства, уведомление о соответствии (несоответствии) планируемого строительства, уведомление о соответствии (несоответствии) построенного объекта).

Вносятся изменения в ФЗ «О страховании вкладов в банках РФ», предусматривающие страхование денежных средств, размещенных на счетах эскроу, открытых для расчетов по договорам строительного подряда, по аналогии со счетами для расчетов по договорам долевого участия в строительстве, в размере до 10 млн руб.

Законопроект № 536451-8 «О внесении изменений в ст. 48 и 52 ГрК РФ (о переходе на одностадийное проектирование технически несложных объектов)» внесен на рассмотрение.

Законопроект направлен на сокращение сроков и стоимости строительства объектов газоснабжения.

В связи с тем, что постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 распространяется только на случаи, когда проектная документация предоставляется на экспертизу, остается неурегулированным вопрос о переходе на одностадийное проектирование технически несложных объектов газоснабжения, которые в соответствии с ч. 3 ст. 49 и п. 4.4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не требуют разрешения на строительство и не подлежат экспертизе проектной документации.

Законопроект № 611282-8 «О внесении изменений в ст. 48 и 52 ГрК РФ (в части расширения полномочий Правительства РФ устанавливать случаи, когда при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства подготовка рабочей документации не требуется)» внесен на рассмотрение.

Предлагается наделить Правительство РФ полномочиями по установлению случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется подготовка рабочей документации.

Устанавливаются требования, которые связаны
с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Требования, устанавливаемые законопроектом, оцениваются при проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» предусматривается вступление законопроекта в силу с 1 сентября 2024 г.

Законопроект подготовлен в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривает установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.

Анализ правоприменительной практики подтверждает, что необходимость разработки рабочей документации в отношении линейных объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется получение разрешения на строительство, создает излишние финансовые и временные затраты для застройщиков.

Законопроект № 550589-8 «О внесении изменений в ст. 23-1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (о расширении механизмов реализации мероприятий по восстановлению прав пострадавших граждан-участников долевого строительства) внесен на рассмотрение.

На территории Ленинградской области в целях восстановления прав участников строительства, чьи денежные средства привлечены по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в отношении соответствующего проблемного объекта, а также исключения объектов из единого реестра проблемных объектов Правительство Ленинградской области на основании заключаемых соглашений привлекает внебюджетные источники финансирования для завершения строительства проблемных объектов.

В качестве компенсационных мер Правительство Ленинградской области предоставляет ряд преференций.

Применение этого механизма позволит уменьшить количество объектов незавершенного строительства, признанных проблемными.

Также статьей 20115-2 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрен механизм восстановления прав граждан – участников строительства путем передачи имущества и обязательств застройщика приобретателю на основании определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении стать приобретателем прав застройщика на земельный участок и расположенный на нем объект незавершенного строительства. При этом арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявления на основании приобщенного к делу заключения Минстроя РФ о возможности передачи имущества и обязательств застройщика лицу, имеющему намерение стать приобретателем в рамках дела о банкротстве.

Происходит изменение застройщика, у которого отсутствуют проблемные объекты, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается срок для исполнения обязательства в течение 3 лет с момента вступления в силу определения о передаче прав, а также вносятся соответствующие изменения в строительную документацию.

Это позволит использовать иные установленные федеральным законом механизмы реализации мероприятий по восстановлению прав пострадавших граждан – участников строительства.

Законопроект № 574624-8 «О внесении изменений в ст. 8 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в части конкретизации требований о передаче застройщиком объекта долевого строительства)» внесен на рассмотрение.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что участник долевого строительства не только может не знать о подписании одностороннего передаточного акта, но и даже будучи информированным об этом, не имеет в течение длительного времени доступа в объект долевого строительства.

Ни одно из положений Федерального закона не устанавливает сроков, процедур и требований передачи застройщиком комплекта ключей для обеспечения доступа участника долевого строительства в объект долевого строительства.

Законопроектом устраняется этот очевидный изъян, а также конкретизируются некоторые процедуры и требования, устраняющие пробелы в порядке передачи застройщиком участнику долевого строительства объекта долевого строительства.



Материал опубликован в майском номере Отраслевого журнала «Строительство» (автор Галина Крупен).